Выступление Губернатора Валерия Радаева на заседании Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями в г. Марксе
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад приветствовать всех участников первого заседания Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями. Надеюсь, наш Совет пройдет плодотворно, конструктивно и мы сможем четко сформулировать совместные действия, наполнив их конкретным содержанием.
Базовые задачи, стоящие перед государством и регионами в разрезе национальной политики, были озвучены на Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям, состоявшемся 3 июля текущего года. Главный посыл Владимира Путина касался воспитания молодежи, от которой зависит будущее страны, и роли культуры, образования, истории, просвещения в решении задачи гармонизации межнациональных отношений. Политические процессы, происходящие на Украине и влияющие на межгосударственные отношения, социальный климат на территории российских регионов, связанные с потоком беженцев из украинских городов, особо актуализируют необходимость глубокого погружения в обозначенную на Совете тему. А такие факторы, как численность молодежи, составляющей треть жителей нашей большой страны, как традиционно многонациональный состав российского населения заставляют держать руку на пульсе и постоянно совершенствовать работу по укреплению межнационального согласия. Как иллюстрацию к вышесказанному приведу слова Владимира Владимировича Путина, сказавшего на заседании Совета, что «именно в национальном, культурном многообразии - сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы. За счёт такого взаимообогащения развивалась, укрепляла свою самобытность вся наша огромная держава. А если эта гармония нарушалась, нарушалась и внутренняя прочность самой страны». Такими разрушительными явлениями и рисками Президент назвал национализм и нетерпимость, от вируса которых мы должны защитить подрастающее поколение. И заслон этот создается культурой, образованием, воспитанием и кругозором. Поэтому, переходя к сегодняшнему заседанию, я сразу же хотел бы отметить: вся наша работа должна строиться на межведомственном взаимодействии, на взаимодействии между вузами, образовательными учреждениями, экспертными группами, институтом уполномоченных, областной общественной палатой, национальными и политическими объединениями, правоохранительными органами. Важен диалог на всех уровнях и по вертикали и по горизонтали.
А теперь несколько слов о моем личном видении и понимании ситуации.
Во-первых, хочу отметить, что местом проведения первого заседания нашего Совета не случайно выбран Марксовский район. Здесь традиционно проживают представители многочисленных национальностей, что требует от местной власти особого внимания к межнациональным отношениям. И надо сказать, что грамотные подходы дают результат. Марксовский район абсолютно заслуженно считается образцом успешного построения межэтнических отношений в области, и этот опыт нуждается как в анализе, так и в распространении.
Возвращаясь к теме нашего Совета, хочу привести слова, которые как нельзя лучше выражают суть менталитета любого человека, интегрированного в культурное, духовное пространство страны, где он живет: «Мы разные, но мы равные, потому что являемся составными частями единого целого российского народа». И когда такой постулат будет определять сознание каждого гражданина и каждого поколения, тогда мы сможем сказать, что национальная политика государства себя полностью оправдывает. Но пока еще для этого необходимо много работать и многое сделать.
Как известно, наш регион - один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. И это накладывает особую ответственность. Цифры вы знаете лучше меня, как и численность молодежи, проживающей в регионе. Напомню, что она составляет около шестисот тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница – это подростки, у которых именно сейчас формируется мировоззрение, выстраиваются жизненные приоритеты, вырабатывается та или иная оценка происходящих событий. А верхняя граница – это наиболее мобильные, работоспособные, квалифицированные люди, от жизненной позиции которых во многом зависит, как будет развиваться наша страна в недалеком будущем. Между этими возрастными категориями – большой социальный пласт, нуждающийся в поддержке государства, верно выбранных ориентирах, воспитании толерантности, добра, патриотизма не только семьёй, но и обществом.
Это главная отправная точка в государственной национальной политике, а значит – в нашей с вами работе. Второй, не менее важный посыл заключается в том, что сфера межнациональных отношений крайне сложна и подвижна. Как камень, брошенный с вершины, порождает лавину, так любая искра недопонимания и враждебности между людьми, принадлежащими разным этносам, неминуемо разрастается в масштабный конфликт и чревата трагедией. По мнению экспертов, эта сфера всегда неустойчива и находится под воздействием многих факторов. Дестабилизирующее влияние оказывают высокий уровень миграции, нерешенные социально-экономические проблемы, как то низкий уровень жизни, безработица, преступность. Также не стоит забывать, что межнациональные отношения зачастую намеренно политизируются, используются в корыстных целях, становятся предметом спекуляций. И еще одно наблюдение. Отставание законотворческой практики от живого процесса развития межнациональных отношений может также порождать напряженность. Вкупе все названные мною риски, повторю это еще раз, накладывают на нас огромную ответственность. И выражаться она должна не только в размышлениях, дискуссиях и директивах, но, в первую очередь, в практических шагах. Мы должны создать содержательную базу реализации национальной политики в Саратовской области с учетом особенностей и традиций региона. Нам необходимо придать конкретный характер деятельности Совета, спланировать свою работу на ближайшую и среднесрочную перспективу, обеспечить единство и слаженность всех участников процесса и, что самое главное, предложить оптимальные модели для каждого из направлений. Ну и конечно же, а это самое главное, - в нашей работе должны найти отражение основные положения и установки государственной политики.
В завершение своего выступления хочу коротко коснуться еще одной темы, которая мною уже обозначена. Идет речь об эффективных, реализуемых на практике моделях, способствующих действенному проведению национальной политики и дающих результат. Как сказал Президент, «нам нужна постоянная системная работа». Считаю, что способствовать ей должен так называемый модульный подход, если использовать терминологию высшей школы. Под этой рабочей формулировкой я подразумеваю комплекс мер с задачами и целью по каждому конкретному направлению.
Например, когда идет речь о тесной связи образовательных и воспитательных действий при создании практик межнационального общения. Мы можем много раз подряд произносить модное слово «толерантность». Но в состоянии ли старшеклассник, а порой и педагог объяснить, из чего состоит это понятие. Каждый ли чувствует разницу между терпимостью и соучастием, отстраненностью и неравнодушием? Думаю, нет. Значит, чтобы образовывать детей и молодежь, нужно начинать с их учителей. Возможно, стоит задуматься о специальной подготовке и повышении квалификации специалистов, работающих в сфере межэтнических отношений, а также школьных учителей. Причем не конкретных предметников, а поголовно. Культура общения внутри коллектива, где за одной партой сидят русский и татарин, а у доски отвечает казах или немец, должна формироваться не интуитивно и согласно личным представлениям, а на основе четко закрепленных и регламентированных единых правил. И из этих правил исключений быть не должно. Может, есть смысл разработать и внедрить курс «культура межнационального общения» и включить его в программу переподготовки воспитателей, учителей вплоть до вузов.
Далее. Опросы и мониторинги межэтнических отношений, статистические исследования для своевременного выявления болевых точек, должны стать регулярными. И как эту систему отладить, нам нужно решить. Сюда же стоит включить и более широкое использование телефонов доверия, которые не только могут оказать помощь, но и дать некие замеры социально-психологического климата.
Можно долго и подробно говорить о более эффективном взаимодействии со СМИ, более массовом проведении дней национальных культур и широком освещении их в молодежной среде. Об обновлении, «осовременивании» школьных программ патриотического воспитания с учетом таких великих дат как 70-летие Победы, и таких трагических событий, как сегодняшние украинские реалии. О конкурсах на лучшее знание культуры народов области, национальных фестивалях, спортивных состязаниях с использованием традиций разных этносов, конкурсах национальной продукции. Все это в той или иной мере уже реализуется. Другое дело, что сегодня многочисленные культурно-просветительские акции нужно очень прагматично и рационально систематизировать, лишить какого бы то ни было формализма и найти механизмы внедрить в качестве обязательных. Иначе мы затормозимся на красивых и правильных словах и не заметим, как наши дети вырастут. А мы все знаем, сколько вокруг соблазнов, отвлекающих от сущностных вещей, сколько абсолютно ложных ценностей, способных оттянуть силы и направить не туда. Неоднократные социологические опросы показывают, что у наших школьников и студентов вузов почти полное отсутствие представлений о народах России, их традициях, искусстве, даже о названиях самих народов.
И это наша с вами реальность. Наша забота и проблема. Будем ее решать. Спасибо за внимание. Предлагаю начать работу.
X

Выступление Губернатора Валерия Радаева на заседании Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями в г. Марксе Фото 1

< Выступление Губернатора Валерия Радаева на заседании Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями в г. Марксе Фото 1 >