Научный полк СГАУ: девчонками они ушли на войну

Девчонками мы ушли на войну…

Из воспоминаний сотрудницы СИМСХ Сбитневой Нины Петровны:

«21 июня 1941 года я закончила среднюю школу. Мечтала поехать в Ленинград и выучиться на фармацевта. В райцентре Спирово Калининской области, где мы жили, была большая красивая аптека, и я мечтала работать в ней. В субботу был выпускной вечер, в воскресенье под утро мы разошлись по домам, а в 12 часов по радио выступил Молотов и объявил, что началась война. Моя мечта оборвалась, как и у миллионов моих сверстников по всей стране.

Весной 1942 года всех взрослых мужчин взяли на фронт, а к концу лета стали призывать 18-летних девчат. Я к тому времени работала в дорожном отделе, мама с сестрой тоже трудились, а отец был на передовой. Прихожу вечером домой, а там повестка: завтра к 15 часам явиться в райвоенкомат. В тот день призывалось 70 девушек. И, что хочу сказать: никто не отказался, никто не принес справку о  слабом здоровье, никто из родителей не ходатайствовал, чтобы дочь не призывали в действующую армию. Так мы были воспитаны и жили в едином порыве: «Все для фронта – все для победы!». 

…Год я прослужила телефонисткой, а когда объявили набор на курсы радистов – решила освоить эту специальность. После учебы пришла заявка: направить 5 радистов в штат 16-й армии, и я попала в этот список. Штаб располагался в лесу под г. Бологое, в подземном помещении, где мы жили и несли службу. Мы не только работали по специальности, передавая шифрованную информацию на закрепленный за каждой радисткой участок фронта, но и дежурили на наблюдательных постах. Вслушивались в ночное небо: не пролетит ли вражеский самолет? Во время занятий нас учили по очертаниям, звуку и другим признакам определять тип самолета, направление его полета, чтобы передать эти сведения по назначению: наше подразделение входило в систему противовоздушной обороны. 

Штаб армии не стоял на месте: мы шли за фронтом и Победу встретили под Кенигсбергом, в освобождении которого участвовали на своем посту. Радости нашей не было предела! Я все повторяла: «Господи, хоть бы лет двадцать войны не было!» Тогда 20 мирных лет казались целой вечностью…

Начальником рации у меня был лейтенант Иван Сбитнев. Мы с ним дружили. А когда война закончилась, он сказал: «Разъедимся по домам – и никогда больше не встретимся. Давай поженимся»! Мы расписались, муж отвез меня к своим родителям в Саратов, которые были эвакуированы из Севастополя, а сам вернулся на службу. И, к слову, он был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года!

Началась мирная жизнь. Я заочно закончила экономический институт и 20 лет проработала в НИИ начальником планового отдела.  А перед выходом на пенсию пришла в Саратовский институт механизации сельского хозяйства и проработала 17 лет уборщицей и вахтером. С тех пор прошло почти 15 лет, а моя связь с аграрным университетом не прерывается. Факультет электрификации закончил мой внук, Иван Васильевич Сбитнев, полный тезка своего дедушки, которого уже нет с нами. Внук отслужил в армии, а сейчас работает по специальности. Когда Ваня был студентом, мой дом всегда был открыт для его друзей-однокурсников, так же, как и для подруг моих внучек. Внимание как со стороны руководства и совета ветеранов СГАУ, так и со стороны студентов не снижается по сей день: и с праздниками поздравят, и на торжества пригласят. Молодцы, спасибо!».

X

Научный полк СГАУ: девчонками они ушли на войну Фото 1

< Научный полк СГАУ: девчонками они ушли на войну Фото 1 >
X

Научный полк СГАУ: девчонками они ушли на войну Фото 2

< Научный полк СГАУ: девчонками они ушли на войну Фото 2 >