Москвичек вербуют в ИГ даже через кулинарные рецепты
Как экстремисты вербуют россиян и можно ли этому противостоять, мы обсудили в эфире Радио «Комсомольская правда».

Денег не дождешься - кинут

- В мае прошлого года влюбившаяся в вербовщика «Исламского государства» студентка МГУ была задержана на турецко-сирийской границе и сейчас - в московском СИЗО. Не слишком ли с ней жестоки?

Максим Григорьев, директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ:

- Проблема в том, что уже после того, как вмешались правоохранительные органы, она продолжала общаться с ИГ, так или иначе пыталась организовать выезд туда. Она уже понимала, о чем идет речь, делала это намеренно. У нас есть совершенно четкое законодательство, где участие в террористической организации в той или иной форме - это нарушение Уголовного кодекса.

Если изучать историю терроризма, есть немало примеров, когда женщины совершали теракты, и главным мотивом их участия в какой-то террористической группе были как раз личные отношения. Вербовщики ИГ выступают в Сети в роли этаких Ромео, умело влюбляя в себя девушек в возрасте 15 - 20 лет, суля «верность до гроба» и в итоге полностью подчиняя их своей воле. Другая наживка - деньги. В основном применяется для вербовки молодых мужчин. На днях я изучал показания одного из таких людей, который вернулся из Сирии. Он говорит: «Нам велели ехать спасать братьев-мусульман, обещали деньги, но обманули. И теперь мы все раненые. Тех, с кем я ехал, уже нет в живых. А с деньгами обманули - не дали никому!»

- Ну так он разочаровался в этом или будет искать тех, кто даст денег, и вернется?

Григорьев:

- Разочаровался, и не только потому, что ему не дали денег, а прежде всего потому, что он не увидел там того, за чем ехал. Он увидел, что одни мусульмане убивают других мусульман, что запрещено Кораном. Он прямо говорит, что там мусульмане, наоборот, страдают от ИГ. Там идет борьба за деньги, заповеди ислама не соблюдаются. Были примеры, когда террористы ИГ взаимодействовали с сетями, которые распространяли наркотики, что с точки зрения ислама абсолютно запрещено.

В ход идут глянцевые журналы и проповеди в мобильном телефоне

- А как происходит очная вербовка?

Аббас Джума, корреспондент «КП»:

- Меня пытались завербовать во время командировки в Турцию возле мечети. Человек высматривал меня, подошел с двумя бутылочками воды и сразу начал разговор, не дожидаясь согласия. Когда он выяснил, что я из России да еще сирийского происхождения, пришел в восторг. Вот, говорит, Асад - собака, Путин- собака, Кадыров - собака. А Эрдоган нам позволяет все. Скоро мы вообще везде, а не только в Турции установим наш исламский правильный образ жизни. Предложил в этом участвовать, пригласил зайти в гости. Но я откланялся.

Григорьев:

- Идет огромный вал пропаганды, особенно по соцсетям, в интернете. Только у нашей рабочей группы накопилось уже более 500 видеофильмов и роликов ИГ на русском языке или с русскими субтитрами. Регулярно выпускаются их журналы, они прекрасно сверстаны. Есть даже программа для телефона, чтобы получать в режиме онлайн так называемые проповеди, фото, видео о том, что происходит, и призывы к террору.

Мы отслеживаем пропаганду и видим, как изменилась риторика в последние несколько месяцев. Если вначале они призывали выезжать на захваченную ими территорию, то сейчас прямо говорят: «Оставайтесь там, где вы находитесь, и приносите ущерб России, убивайте людей».

- Где готовятся эти материалы?

- Ряд фильмов сделан руками людей, которые прошли западную школу журналистики и монтажа. Там используются те же методы, что у Би-би-си, «Аль-Джазиры», американских студий. В ряде моментов даже орфография американская, даты пишутся на американский манер (сначала месяц, потом число). Употребляются названия лекарств, которые используют только в Америке. Ряд фильмов явно подготовлен людьми, которые всегда жили в США.

«Всем все было понятно, кроме ослепленной чувствами Варвары»

- Как быть родителям?

Павел Караулов, отец Вари Карауловой:

- Я прекрасно понимаю, что с той стороны была вербовка. Это всем понятно, кроме ослепленной чувствами Варвары. Только сейчас она понимает, кто скрывался за всеми словами. Ко мне обращаются сотни людей, которые говорят, что их дети попали в неуправляемую со стороны родителей ситуацию. И они не понимают, что делать. Бейте тревогу, если ваш ребенок проводит слишком много времени с планшетом наедине. Старайтесь поговорить с ним откровенно, узнать, что его там привлекает. Почему он так много времени проводит именно в этой интернетовской группе, что он там находит? Даже барьер против воздействия извне в виде прекрасной успеваемости моей дочери, ее достижений в спорте - он вдруг разрушился. За этой пеленой разворачивались события, масштаб и трагичность которых я осознаю только сейчас.

Григорьев:

- Мы видели примеры, когда, особенно в сети ВКонтакте, создаются группы для исламских женщин, где, казалось бы, чисто женские вопросы - даже рецепты блюд. А потом там идет пропаганда терроризма, попытка сбора финансовых средств.

Но давайте не фокусироваться только на интернете. Количество девушек, завербованных там, в действительности не так велико. В большинстве случаев вовлечение осуществляется очно. В том числе в разных незаконных молельных домах. Есть попытки и в тюрьмах. Но правоохранительные органы достаточно активно с этим работают.

Ударить по террору сатирой?

Роман Силантьев, исламовед:

- Про Караулову и ее подельницу из Санкт-Петербурга Погорелову можно снять фильм типа «Тупая и еще тупее». Можно карикатуру нарисовать. Можно сделать ролики. Молодежи скучно книжки читать, на конференции ходить. Надо в их стиле доносить до них информацию. Позвать с одной стороны профессиональных комедиантов, а с другой - исламоведов. И объединить их в какой-нибудь творческий коллектив.

- То есть вы предлагаете понятие из разряда ваххабизм - это модно, а ИГ - это круто - перевести в обратный полюс. Это отстой, изгои, лузеры.

Силантьев:

- Совершенно верно. В ИГ едут самые бесполезные идиоты. Есть отличный фильм «Четыре льва», который англичане сняли в 2010 году, - он про таких фриков. Да, опасных, но смешных.

Григорьев:

- Люди, которые подпадают под обработку вербовщиков, не воспринимают шуточные вещи. Чем больше будет издевательств, тем больше это будет работать на их пропаганду. На сайте Общественной палаты можно найти ссылки на наши контрпропагандистские материалы.

- Но террористы не заходят на сайт Общественной палаты.

Григорьев:

- Мы не работаем с теми, кто уже является членом террористических групп. С этими людьми работают спецслужбы. Мы занимаемся теми, которые туда тянутся.
X

Москвичек вербуют в ИГ даже через кулинарные рецепты Фото 1

< >