Заместитель Председателя Правительства области Валерий Сараев прокомментировал итоги рабочего совещания с Губернатором области по вопросу организации пригородных пассажирских перевозок.
«Ни для кого не секрет, что практически во всех регионах России складывается неблагоприятная ситуация в сфере пригородных железнодорожных перевозок: растут тарифы, стоимость аренды, ремонта и обслуживания подвижного состава с одновременным сокращением доходной части региональных бюджетов. Результатом этих процессов стало повсеместное сокращение количества пригородных поездов.
Сегодня регионы по-разному пытаются решить эту проблему: кто-то буквально «из последних сил» пытается изыскать средства для компенсации убытков пригородных компаний, некоторые регионы вообще пошли по пути полной отмены пригородных железнодорожных перевозок, а кто-то пытается искать альтернативные пути.
В свою очередь, Правительство Саратовской области не собирается отказываться от пригородных железнодорожных перевозок – эта принципиальная позиция была обозначена Губернатором области Валерием Радаевым, который отметил, что мы не можем идти по пути ухудшения транспортного обслуживания наших жителей. С другой стороны, ситуация с областным бюджетом не позволяет обеспечить полную компенсацию убытков перевозчиков, размер которых, кстати, ежегодно растет на десятки процентов.
В связи с этим Правительство намерено искать другие альтернативы. Во-первых, это замещение железнодорожных перевозок автотранспортными, где это возможно. Во-вторых, мы провели совещание, на котором обсудили возможность создания альтернативной компании-перевозчика на принципах государственно-частного партнерства. Предварительные расчеты показывают, что это возможно. Уже сегодня несколько компаний проявили заинтересованность, и выразили готовность инвестировать в эту сферу. Схема ГЧП предполагает сотрудничество трех сторон: Правительство Саратовской области обеспечивает формирование государственного заказа, определяет объемы транспортной работы и осуществляет компенсацию выпадающих доходов из бюджета; компания-перевозчик осуществляет перевозку пассажиров; поставщик подвижного состава организует работы по обслуживанию и ремонту электропоездов и рельсовых автобусов. В итоге снижение расходов планируется достигнуть за счет создания компании «полного цикла», которая будет перевозить пассажиров и самостоятельно заниматься приобретением и эксплуатацией подвижного состава. В свою очередь ОАО «РЖД» будет получать выплаты на содержание инфраструктуры по утвержденным федеральным Правительством тарифам.
По итогам совещания было принято решение создать рабочую группу под моим председательством, которая в ближайшие несколько месяцев должна представить свои предложения по созданию такой компании и разработать финансово-экономическую модель ее деятельности. Главным итогом этой работы должны стать оптимизация расходов областного бюджета при одновременном обеспечении качественного транспортного обслуживания наших жителей. Предварительное обсуждение показало, что выбранное нами направление является перспективным, ряд российских регионов также начинают проводить подобную работу. Не исключено, что наш опыт и наши наработки могут стать руководством к действию и для других субъектов Федерации».
Валерий Сараев: «Мы не можем идти по пути ухудшения транспортного обслуживания наших жителей»
26.01.2015