Инициатива о создании базовых подразделений вузов при предприятиях названа своевременной и необходимой
Законопроект, направленный на снижение административных препятствий для вузов, которые хотели бы создавать свои подразделения при предприятиях для того, чтобы студенты получали практические знания, на днях прошел процедуру нулевого чтения в ОП РФ.
Сегодня, по словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, основной барьер для вузов, желающих открыть свои кафедры при предприятиях, заключается в том, что они не могут свободно вести свою деятельность за пределами муниципального образования, в котором находятся. Для этого им приходится создавать филиалы. "Но многие из них не достигают тех показателей, которые предъявляются к крупным образовательным учреждениям, и закрываются", – обратил внимание Александр Соболев. Отметим, что в настоящее время Минобрнауки России оценивает вузы и их филиалы с точки зрения эффективности по одинаковым критериям. Например, по среднему баллу ЕГЭ, численности обучающихся и инфраструктуре.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз. В соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.
Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству (ч. 5 ст. 51 закона об образовании).
Сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.
В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.
Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями, в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (ч. 7 ст. 13 закона об образовании). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.
В представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.
Вместе с тем, имеются и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа.
Подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии предложено отразить еще и в Трудовом кодексе.
X

Инициатива о создании базовых подразделений вузов при предприятиях названа своевременной и необходимой Фото 1

< Инициатива о создании базовых подразделений вузов при предприятиях названа своевременной и необходимой Фото 1 >