Уважаемые участники совещания, педагоги, ветераны!
Все мы прекрасно осознаем, что решение масштабных задач модернизации всех сфер нашей жизни, экономики и социальных отношений напрямую зависит от повышения качества образования, укрепления нравственных основ общества. В связи с этим насыщенность и содержание образовательного процесса приобретает особый смысл. Многократно возрастает роль учителя.
Наступающий учебный год будет отличаться, прежде всего, проведением новых мер, направленных на повышение эффективности и качества системы образования. Это введение новых стандартов дошкольного образования, обеспечение его доступности для детей от 3 до 7 лет. Построение модели оценки качества образовательных услуг, обеспечение их предоставления в электронном виде. Создание инновационных структур профессионального образования – многофункциональных центров прикладных квалификаций.
Реальные шаги будут предприняты по решению предоставления услуг образования детям с ограниченными возможностями, на что будет затрачено более 100 миллионов федеральных и областных средств.
По каждому направлению отрасли: от дошкольного до профессионального, разработаны «дорожные карты». Задача - четко реализовывать их на всех уровнях – от учреждения образования – до администраций муниципальных районов и министерства.
Система образования Саратовской области в последние годы претерпела заметные качественные изменения, связанные с новыми стандартами обучения. С начала реализации Национального проекта и модернизации системы мы переоснастили и отремонтировали школы, повысили социальный статус педагогов. Учителя получили возможность использовать современные образовательные технологии и сосредоточить усилия на процессах обучения и воспитания.
Сегодня мы гордимся школами, известными своими достижениями далеко за пределами региона и входящими в топ лучших школ России. Лицей математики и информатики, Физико-технический лицей, гимназия № 8 в Энгельсе, первая гимназия в г.Балаково. Это лишь неполный список.
На современном этапе школы должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Мы получим реальную отдачу, если учиться будет увлекательно и интересно, если школа станет центром не только обязательного обучения, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Сегодняшнее совещание не случайно проходит в, казалось бы, обычной средней школе Энгельса. Здесь создана система организации исследовательской работы педагогов и обучающихся, действует научное общество учащихся и научно-исследовательский клуб. Есть даже научное общество младших школьников. Краеведческий и туристско-краеведческий клубы занимаются социальными исследованиями и историей родного края. То есть, создана школьная модель, отвечающая всем современным требованиям к обучению и воспитанию и приносящая результаты.
И такая школа в регионе не одна. Только за последние пять лет свыше 20 тысяч одаренных ребят Саратовской области приняли участие в региональных этапах всероссийских мероприятий, 400 учащихся стали победителями и призерами. Более 140 удостоены премий для талантливой молодежи. Российская сборная команда победителей международной олимпиады по информатике на 50% состоит из выпускников образовательных учреждений Саратовской области.
Безусловно, победы наших детей на Всероссийских и региональных мероприятиях – заслуга талантливых педагогов. Ведь мерилом оценки современного образования помимо достижений учеников, является, сам учитель, его разносторонность, способность воспринимать все новое. Образ современного педагога многогранен. Это профессионал в своей предметной области, организатор творческих проектов, исследователь, способный погрузить ребёнка в мир научного поиска и просто друг, готовый протянуть руку помощи и дать совет.
Таких педагогов у нас много. Наши учителя ежегодно получают подтверждение профессионального мастерства на различных всероссийских конкурсах. С удовольствием называю победу на всероссийском конкурсе «Урок XXI века» учителя русского языка и литературы саратовского лицея математики и информатики Ольги Мирошниченко и победу в номинации «Молодые педагоги» на всероссийском конкурсе «Педагогический дебют – 2014» учителя физкультуры пугачевской средней школы № 14 Павла Волкова.
Хочу выразить признательность всем педагогам, которые пришли в образование по зову сердца и остаются верны профессии, работают с душой и самоотдачей.
Возвращаясь к теме воспитания, хочу напомнить, что именно в школьные годы человек приобретает свое «я», которого в дальнейшем на протяжении всей своей жизни придерживается.
В своем обращении к жителям области я подробно останавливался на такой проблеме, как развитие регионального патриотизма. Считаю, что ответы на такие вопросы как: «Что нужно делать, чтобы воспитать патриота своей страны, малой родины? Как сформировать морально здоровое поколение?» должны быть приоритетом деятельности каждого педагога. Иначе региональный патриотизм уйдет в плоскость красивых лозунгов и не получит никакого реального воплощения.
Сегодня патриотическое воспитание приобретает особое значение. Мы готовимся к самому знаковому для России событию – 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Новый учебный год должен быть отмечен широким спектром неформальных патриотических акций, в которые должны быть вовлечены все обучающиеся.
Примеры таких мероприятий уже есть. Это - акция «СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ – ПОТОМКАМ», проводимая во всех районах области. Создаются архивы видеозаписей с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны, проживающих в области. Считаю, это бесценные материалы для уроков истории и внеурочной работы.
Также хотелось бы отметить единственный в области музей (в России их не более 8) средней школы № 73 Саратова «На детстве моем войны отметина». Он уникален тем, что содержит экспозицию о суровых испытаниях, выпавших на долю бывших малолетних узников фашистских концлагерей.
Еще раз повторю – такая работа должна быть организована в каждом образовательном учреждении. В нее должны быть вовлечены все дети.
С 1 сентября в соответствии с Указом Президента Российской Федерации внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Перед нами стоит задача существенно увеличить число граждан, прежде всего, молодых людей, ведущих активный и здоровый образ жизни. Администрации муниципальных образований, образовательные учреждения должны активно включаться в эту работу.
Опыт ее успешной организации демонстрирует Пугачевский район, где команды школьников являются неоднократными победителями Всероссийского этапа спортивных соревнований «Президентские состязания».
Но занимаясь обучением и воспитанием детей, вовлекая их в занятия физкультурой и спортом, нельзя забывать и об их душевном мире. Особенно это актуально, если речь идет о подростках. Важно, чтобы помимо учителей этим занимались и профессиональные специалисты. С нового учебного года при Саратовском институте развития образования начнет работу региональный центр развития психологии и инклюзивного образования. Однако, для создания системы психологической поддержки школьников, о которой я также говорил в обращении, нужно, чтобы в каждом образовательном учреждении работали педагоги и психологи, создавались муниципальные центры по этой проблеме. Например, как это организовано в Энгельсе. Напоминаю, что поручение тщательно проработать этот вопрос, адресовано министерству образования области и администрациям муниципальных районов. Жду конкретных действий.
Уважаемые участники совещания! 2015 год Президентом России объявлен Годом литературы. Преподаватели и обучающиеся должны стать активными участниками и инициаторами проведения его мероприятий. Это могут быть литературные марафоны среди образовательных учреждений, презентаций книг саратовских авторов, творческие конкурсы, научно-практические конференции преподавателей литературы и многое другое.
В прошлом учебном году большой интерес вызвала, приуроченная к всемирному Дню книги акция «Лучший читающий класс». На нее с удовольствием откликнулись школьники со всей области. Как и на акцию газеты «Комсомольская правда в Саратове» «Губернаторский дневник». Считаю подобный опыт полезным. Это хороший стимул для детей учиться лучше. Он побуждает их расширять кругозор, больше читать, развивает любознательность, делает учебный процесс нестандартным и увлекательным. Надеюсь, что и в новом учебном году такая практика будет продолжена.
Коллеги! В образовании нужно постоянно идти вперед, опираясь на уже созданное. Это – требование времени. Убежден, педагогическое сообщество Саратовской области может эффективно решать самые сложные и важные государственные задачи. В преддверии нового учебного года желаю всем счастья, здоровья, благополучия, неиссякаемой творческой энергии и, конечно же, учеников, которыми можно гордиться!
Выступление Губернатора Валерия Радаева на пленарном заседании областного совещания работников образования «Актуальные направления развития системы образования Саратовской области: задачи на 2014-2015 учебный год»
20.08.2014