В апреле в Саратове был проведен III международный конкурс виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого. У истоков проекта в 2012 г. стояла выпускница Саратовской консерватории Светлана Краснощёкова – в то время директор Саратовской областной филармонии имени Альфреда Шнитке, а ныне – министр культуры Саратовской области. О масштабе и резонансе этого музыкального праздника, его финансировании и дальнейших перспективах министр рассказала в интервью «Миру женской политики».
- Светлана Владимировна, как появилась идея организовать в Саратове международный конкурс виолончелистов?
- Саратовская земля уникальна по своему культурному наследию и творческому потенциалу. Я не буду сейчас говорить об известных актерах и художниках, имена которых получили мировую известность. Вспомним только представителей музыкальной классической школы. С нашим регионом связаны имена Альфреда Шнитке, Юрия Симонова, Бориса Тевлина и многих-многих других. Святослав Николаевич Кнушевицкий – один из родоначальников русской виолончельной школы – тоже наш земляк, и этим фактом мы гордимся! Еще в начале нулевых возникла идея увековечить это имя. Раз в два года стали проводить фестивали «Памяти Кнушевицкого». Примерно тогда же возник и юношеский открытый конкурс, который проходил в рамках детских и юношеских Ассамблей. Конкурс так же получил имя выдающегося виолончелиста. И так, постепенно, все шло к тому, чтобы на Саратовской земле появился уникальный международный музыкальный проект.
- Такого рода событие стоит немалых денег. Их выделяет государство?
- Конкурс Кнушевицкого проводится полностью на средства наших партнеров, здесь нет ни копейки бюджетных средств. Нам удалось убедить наших спонсоров в том, что это не какая-то блажь, это полновесная инвестиция в культуру области. Ведь на конкурс приезжают со всего мира – музыканты из Китая, Японии, Италии, Израиля, Турции, Венгрии, Франции … Четыре года назад, когда мы только начинали, не верилось, что такое возможно. А сейчас это реальность. Есть один очень важный нюанс: конкурс имени Кнушевицкого – единственный в России международный конкурс виолончелистов (я не говорю о конкурсе Чайковского, в котором есть виолончельная номинация).
- В 2016 году конкурс прошел уже в третий раз. Вы видите динамику?
- В первый год у нас было порядка 20 участников, во второй – 30. Сейчас к нам приехало уже 40 исполнителей. И это при том, что кризис не только у нас, он во всем мире. У исполнителей много сложностей, а у виолончелистов особенно, ведь, чтобы путешествовать, им нужно покупать отдельный билет для инструмента. А это совсем недешево. И тем не менее, к нам приезжают музыканты из самых разных стран, встречаются, обмениваются опытом, общаются. Это говорит о том, что музыка – всегда вне политики, и наш конкурс достиг того уровня, когда люди действительно хотят приехать сюда.
- Для престижа конкурса всегда важно, что происходит уже после собственно творческого состязания. Будут ли у победителей концерты, гастроли? Что предлагает своим лауреатам конкурс Кнушевицкого?
- Вы, безусловно, правы. И в этом году у нас главный приз как раз такой направленности: победитель получит возможность сыграть с симфоническим оркестром в Италии. Кроме того, конкурс имеет собственную «изюминку»: в последний день лауреаты едут на родину Святослава Николаевича, в город Петровск. Там они дают концерт в Детской школе искусств имени Кнушевицкого. И, конечно, лауреаты должны возвращаться в Саратов. Мы думаем, как сделать так, чтобы все они получили возможность выступить здесь с симфоническим оркестром на сцене филармонии.
Светлана Краснощёкова: «Международный конкурс Кнушевицкого еще раз доказал, что музыка – вне политики»
17.05.2016