Одним из наиболее эффективных инструментов, оказывающим влияние на регулирование потребительских цен, является их мониторинг на рынках сбыта. Мониторинг позволяет наиболее точно определить прогнозируемый спрос на продукты питания, а также скорость товарооборота и уровень валовой прибыли для предприятий на определённый период времени.
График на рисунке 1 показывает динамику цен по 30 видам продуктов питания за период с 13.01.2014 г. по 25.01.2016 г.
На рисунке 2 представлены результаты ранжирования продуктов по трем ценовым группам. К верхней ценовой группе (200-500 руб.) относятся такие продукты как сыр, говядина, свинина, баранина, чай; к средней ценовой группе (100-200 руб.) – сметана, творог, рыба мороженая, куры, карамель; к нижней ценовой группе (8-100 руб.) – овощи, мука, хлеб, молоко и др. Видно, что в первом квартале 2015 года начинается рост цен практически во всех группах продуктов, особенно в верхней ценовой группе.
На рисунке 3 все цены нормированы на их значения на начало 2014 г. График показывает наличие сезонных компонент для плодово-овощной продукции (капуста, лук, морковь, картофель) и скачкообразные изменения уровня цен для ряда продуктов (гречка, сметана, творог, сыры, чай, куры, рыба мороженная, масло подсолнечное, маргарин, яблоки, рис, сахар-песок).
На рисунке 4 динамика цен представлена в 3D-формате. Четко видно, что в группе плодоовощной продукции (капуста, лук, картофель, морковь) в середине 2014 года имеет место сравнительно короткий сезонный рост цен, в то время как в соответствующий период 2015 года сезонное повышение цен оказывается более длительным и масштабным, что во многом связано с негативным влиянием санкционных процессов.
На рисунке 5 показаны графики нормированных цен со скорректированными сезонными значениями.
Анализ динамики уровня цен по отдельным категориям продуктов показывает, что имеется 3 вида изменения цен:
- равномерное (близкое к линейному) возрастание или убывание цены в течение достаточно длительного периода времени (квартал, полугодие, год) (пшено, мука, хлеб, карамель, масло сливочное, говядина, свинина);
- скачкообразный рост цены в течение всего нескольких периодов наблюдения (3-4 недели) (гречка, сметана, творог, сыры, чай, куры, рыба мороженая, масло подсолнечное, маргарин, яблоки, рис, сахар-песок). Ряд продуктов (гречка, рис, яблоки, рыба, куры, сыры, баранина) после быстрого скачка демонстрируют незначительное уменьшение («отскок») цены. По отдельным продуктам (чай, масло подсолнечное, маргарин) наблюдается тенденция к небольшому повторному росту цен;
- сезонные (ежегодно повторяющиеся) изменения цен, характерные для плодоовощной продукции (капуста, лук, морковь, картофель).
Данные на рисунках 1-5 были использованы для прогнозирования динамики цен на рассматриваемые продукты на первую половину текущего 2016 года, причем для первого вида изменения цен применён эффективный метод рекурсивного прогнозирования, для второго вида изменения цен использована кусочно-линейная модель данных с критерием Чоу для определения моментов перехода от одной модели данных к другой и, наконец, для аппроксимации сезонного изменения цен использован метод экспоненциального сглаживания Холта.
На рисунке 6 представлен прогноз цен на первый квартал 2016 года по 2 вариантам, а именно:
- пессимистическому (красная линяя) – ожидается рост цен по всем продуктам питания в среднем на 25%;
- оптимистическому (зеленая линия) – ожидается рост цен в среднем на 15%.
Динамика цен на социально-значимые продукты питания
15.02.2016