14 ноября министр социального развития области Лариса Колязина выступила на заседании Правительства области по вопросу «О системе социальной поддержки пожилых граждан на территории Саратовской области». Как отметила руководитель, социальная поддержка граждан пожилого возраста является приоритетом деятельности министерства социального развития.
По информации министра соцразвития, сегодня в области проживают более 640 тысяч пожилых граждан (26% населения области), сохраняется тенденция к увеличению данной категории населения.
В среднем женщин пожилого возраста в два раза больше, чем мужчин. Более 40% являются одиноко проживающими людьми, причем с возрастом их доля растет и составляет более 50% среди населения в возрасте старше 75 лет.
Продолжительность жизни населения в регионе составляет 71 год, что выше, чем по России и по ПФО (в РФ – 70,9 лет; ПФО – 70,2 года).
Численность граждан в возрасте от 90 до 100 лет, как отметила Лариса Колязина, в Саратовской области составляет 10133 человек, 184 человека в области перешагнули 100-летний рубеж.
Более 3,6 тысяч супружеских пар совместно прожили 50 и более лет. Каждый третий пенсионер продолжает трудовую деятельность.
Работа министерства социального развития в отношении пожилых граждан выстроена по двум направлениям: это предоставление мер социальной поддержки и организация социального обслуживания.
В рамках первого направления среди граждан пожилого возраста получателями мер социальной поддержки являются 454,8 тысяч человек, или 60,6% от общего количества льготополучателей, проживающих в области.
Министерством социального развития реализуется 21 закон, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки пожилым гражданам: 12 федерального уровня и 9 регионального уровня.
Наиболее многочисленная льготная категория среди граждан, достигших пенсионного возраста, - ветераны труда, их численность составляет более 198 тысяч человек. Таким образом, данный статус имеет каждый третий житель Саратовской области пожилого возраста.
«В современных условиях тезис о необходимости усиления адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки проходит красной нитью при реформировании законодательства», - подчеркнула Лариса Викторовна. Изменение подходов к предоставлению выплат и льгот потребовало системной работы социальной службы. В результате проведенной работы адресно предоставляются следующие льготы.
Получателями ежемесячных выплат за пользование радио и телефоном (при их наличии) являются более 165 тысяч человек.
Обеспечена доступность услуги по бесплатному зубопротезированию вне зависимости от места проживания льготника. В 2016 году данной услугой воспользовались 20 тыс. человек.
С 1 ноября 2015 года размер компенсации устанавливается из расчета не начисленных сумм за потребленные жилищно-коммунальные услуги, а исходя из объема фактически потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг, напомнила министр. Получателями льготы в настоящий момент являются 413,5 тыс. человек.
С 2015 года изменились подходы при предоставлении единого социального проездного билета. Проведена масштабная работа с транспортными предприятиями, реализаторами проездных, сотрудниками учреждений, подведомственных министерству. Правом на получение льготы среди граждан пожилого возраста обладают более 454 тыс. чел., в среднем ежемесячно приобретают билеты 153 тысячи льготников. Ежемесячно работает 860 точек продаж проездных билетов, из них более 90 – на территории г. Саратова.
С 1 января 2016 года во исполнение решений, принятых на федеральном уровне, для граждан, достигших 70 - и 80-летнего возраста, введена новая мера социальной поддержки – компенсация расходов по уплате взноса на капитальный ремонт.
С учетом преклонного возраста получателей, министерством проведена большая индивидуальная работа с каждым потенциальным льготником на предмет разъяснения их прав, а также помощи при оформлении пакета документов, которая оказывается систематически. За 10 месяцев 2016 года за компенсацией обратились 1204 человека, общая сумма затрат составила 299 тыс. рублей, проинформировала министр соцразвития.
Как подчеркнула Лариса Викторовна, министерством социального развития проводится большая работа по усилению адресности при предоставлении мер социальной поддержки. На плечи социальных служб возложена обязанность по проведению широкомасштабной разъяснительной работы с населением по вопросам изменений в законодательстве и условиям предоставления льгот. Работают консультативные пункты, которые расположены в учреждениях социальной защиты, почтовых отделениях, многофункциональных центрах. Только в 2016 году за разъяснениями по вопросам законодательства обратились 32944 человека.
Министерство социального развития области
Социальная поддержка граждан пожилого возраста – приоритетный вопрос деятельности министерства социального развития
15.11.2016