6 октября 2022 г. в аудитории № 110 им. Б.З. Дворкина Институт международных связей совместно с кафедрой «Социально-гуманитарные науки» факультета экономики и менеджмента провели круглый стол «Концептуальные основы интеграции Вавиловского университета в международное образовательное пространство». Формат мероприятия был выбран не случайно, круглый стол позволил обсудить и определить основные направления международной деятельности, основываясь на новых задачах, стоящих перед университетом.
В приветственной речи проректор по учебной работе Сергей Макаров отметил, что Вавиловский университет, как один из лидеров высшего образования открыт к новым партнерствам, консорциумам, формам работы с иностранной аудиторией. В Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом, утвержденной в сентябре 2022г., обозначены национальные интересы РФ и основные направления работы с иностранными гражданами и соотечественниками. Интернационализация образования остается на повестке дня как «мягкая сила» продвижения интересов России на мировой политической арене. Вавиловский университет, как учреждение высшего образования, в своей работе должен ориентироваться не только на свои локальные цели и задачи, но и на государственную политику в сфере образования и гуманитарного сотрудничества.
Открыл круглый стол директор Института международных связей Сергей Ларионов с докладом об основных векторах работы ИМС в новых социально-политических условиях. Сергей Васильевич обратил внимание присутствующих, что изменения, произошедшие в стране и мире в последнее время, требуют изменения векторов международной деятельности.
В соответствии с государственной политикой перед университетом стоит задача наращивания иностранного контингента из стран Азии. Активно ведется работа по привлечению обучающихся из Шри-Ланки, Бангладеш, в стадии обсуждения договор с Индией. Приостановлены программы сельскохозяйственной практики в странах Европы, в связи с чем, возникли сложности с обеспечением академической мобильности обучающихся. В настоящее время рассматриваются программы академического обмена с вузами Беларуси и Казахстана.
Ключевые смыслы Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом осветила заведующая кафедрой «Социально-гуманитарные науки» Ирина Ножкина. Ирина Александровна отметила, что в настоящее время в ряде стран наблюдается искажение российской истории, подвергается сомнению вклад России в мировую науку и культуру. Поэтому Концепция гуманитарной политики – это своевременный, необходимый документ, которым должны руководствоваться не только российские организации за рубежом, но и вузы, работающие с иностранными гражданами.
В своем выступлении начальник Центра довузовской подготовки, академической мобильности и грантовой деятельности Института международных связей Анна Матвеева вновь подчеркнула, что университет должен не только обучать, передавать профессиональные навыки и знания, но и взять на себя роль культурно-просветительского центра, ретранслятора культурного достояния и национальных идей.
В рамках работы круглого стола были заслушаны и обсуждены доклады преподавателей университета.
Важность социально-адаптационной и воспитательной работы с иностранными гражданами, формирования положительного образа России на занятиях по русскому языку как иностранному подчеркнула Ирина Шарова.
Об истории формирования и становления интернационального обучения в СССР рассказала Светлана Шалаева, подробнее остановившись на работе Ивановского интердома, который функционирует и в настоящее время. Интердом за многие годы стал индикатором социальных потрясений в различных уголках мира, в разные годы в Интердоме воспитывались дети из 80 стран.
Андрей Крайнов рассмотрел страны Африки, как перспективное направление межкультурной коммуникации для РФ, обратив внимание, что Китай, Турция и ряд других стран активно продвигают свои образовательные программы, занимая благодатную нишу в сфере обучения африканских студентов.
Особенности преподавания истории иностранным обучающимся и их восприятие исторических событий стало предметом обсуждения в докладе Владимира Гижова.
Ольга Романова рассказала присутствующим о специфике смешанного обучения и моделях взаимодействия с иностранными студентами в процессе учебной деятельности.
В заключительном слове проректор по учебной работе Сергей Макаров отметил продуктивную работу круглого стола и подчеркнул, что иностранные граждане являются важной составляющей современного вуза, в том числе и Вавиловского университета, поэтому внимание к иностранным обучающимся должно быть обеспечено на всех уровнях взаимодействия.