В ходе расширенного заседания Правительства области доклад о перспективах развития региональной экономики представляет министр экономического развития и инвестиционной политики области Владимир Пожаров.
Заключительная часть доклада посвящена конкретным мерам стимулирования экономического роста.
Первое направление (поддержка предприятий и организаций реального сектора экономики, стимулирование внутреннего спроса и расширение рынков сбыта) будет реализовано, в первую очередь, за счет структурных изменений в экономике региона.
Саратовская область выделяется на фоне других субъектов значительным инновационным потенциалом, который реализован далеко не в полной мере. Для ликвидации этого недостатка необходимо:
- развитие территориально-производственных кластеров по перспективным целевым сегментам рынка (в оборонном комплексе, металлургии, транспортном машиностроении, радиолектронике, нефтехимии, производстве мебели, сельском хозяйстве);
- формирование сети индустриальных парков.
Министерствам промышленности и сельского хозяйства уже до конца февраля предстоит разработать Планы развития индустриальных парков, включенных в реестр претендентов на господдержку, а до 1 мая – программы развития соответствующих кластеров.
В числе мер государственной поддержки федерального уровня на территории области:
- для АПК - основными механизмами останутся возмещение части затрат и субсидирование части процентной ставки по кредитам на реализацию основных направлений Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции. Причем на федеральном уровне спектр господдержки будет расширен: животноводство остаётся приоритетом, но появляются и новые направления – садоводство, парниковое земледелие, семеноводство;
- для промышленных предприятий помимо уже действующих мер по субсидированию части процентной ставки по кредитам, предусмотренных профильной госпрограммой в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике», предусмотрены дополнительные механизмы поддержки отечественного производителя (возвратное финансирование путем предоставления займов через фонды развития отдельных отраслей, а также специальные инвестиционные контракты).
С учетом возможностей мобилизации средств федерального бюджета в 2016 году, по мнению министра, необходимо увеличить объем ассигнований на поддержку реального сектора экономики.
Одно из самых важных направлений - импортозамещение. Основной акцент здесь делается на обеспечение необходимых объемов производства продукции для удовлетворения потребностей широких слоев населения. Это, прежде всего, продукты питания, по которым нужно выйти на полное самообеспечение, а также мебель, текстиль.
Особое внимание будет уделяться расширению взаимодействия крупных предприятий с малым и средним бизнесом, развитию кооперации, ориентированной на малые формы хозяйствования, в том числе личные подсобные хозяйства.
В части увеличения доли товаров местных товаропроизводителей в торговле продолжится работа по организации рынков для сельхозтоваропроизводителей, а также массированному продвижению региональных брендов в рамках акции «Выбирай саратовское!».
В продукции производственно-технического назначения снижение зависимости от импорта будет осуществлено, в первую очередь, за счет:
- увеличения производства продуктов неорганической химии;
- разработки новых технологий и производства волокон на основе гидратцеллюлозного волокна, а также изделий из новых композиционных материалов на их основе;
- расширения объемов производства синтетических моющих средств;
- создания и дальнейшего развития металлургического кластера.
Последовательная политика импортозамещения будет реализовываться также и в системе госзаказа. Соответствующие изменения внесены в федеральное законодательство. Министерством экономики уже организован оперативный мониторинг сайта госзакупок на предмет соблюдения заказчиками требований о применении национального режима при объявлении аукционов и конкурсов.
Расширение рынков сбыта продукции обрабатывающих производств предусматривает и расширение поддержки экспорта. Особое внимание будет уделяться углублению партнерских отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В прошлом году его результатом стало создание совместного российско-китайского предприятия по производству и реализации городских автобусов.
В текущем году будут организованы бизнес-миссии, направленные на развитие сотрудничества с Китаем, Турцией, Ираном, Кореей и Индией.
Опыт взаимодействия с потенциальными инвесторами настоятельно диктует Правительству области необходимость формирования готовых инвестиционных площадок и проектов, причем с привязкой к стратегическому развитию региона на основе схемы территориального планирования.
Второе направление антикризисных мер – это создание условий для ведения бизнеса, включая создание благоприятного инвестиционного климата, деловой среды и развитие инфраструктуры.
В числе наиболее значимых инфраструктурных объектов выделены: строительство авиатранспортного узла, завершение строительства моста через судоходный канал в Балаково, а также приведение в нормативное состояние опорной дорожной сети. Особую значимость для региона представляет и проект по строительству автодороги в транспортном коридоре «Восток-Запад», соединяющем Белоруссию и Казахстан. Это резерв роста для 15 муниципалитетов, связанный с максимальным вовлечением местных предприятий, организаций и населения к участию в его реализации и обустройстве прилегающих территорий.
Министр Владимир Пожаров считает, что приходу в бизнес новых людей и проектов будут способствовать и разработанные министерством изменения в патентную систему налогообложения, которые предоставляют предпринимателям возможность упростить ведение бизнеса и снизить налоговые издержки.
Наряду с традиционными мерами стимулирования развития предпринимательства серьезный акцент будет сделан на расширение государственно-частного партнерства в сфере предоставления услуг, в том числе социальных, и системы аутсорсинга, а также увеличения доли участия малого и среднего бизнеса в системе государственного и муниципального заказа до 25%.
Доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса планируется обеспечить через механизмы региональных Гарантийного фонда и Фонда микрокредитования с поэтапным увеличением их уставных капиталов.
Третье направление – меры по содействию эффективной занятости, снижению напряженности на рынке труда и противодействию незаконному предпринимательству будут осуществляться с соблюдением незыблемых приоритетов: контролем за своевременной выплатой заработной платы; недопущением необоснованных увольнений работников и преднамеренного банкротства и рейдерства.
Наряду с мерами по оптимизации бюджетных расходов в объеме не менее 5% в 2015-2016 годах социальные обязательства Правительства области будут сохранены в полном объеме на принципах адресности и нуждаемости данной помощи, включая экстренное социальное сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Отдельным направлением Плана предусмотрены мероприятия, предусматривающие расширение участия общества в вопросах социально-экономического развития региона, включая широкое информирование населения, взаимодействие в рамках общественных советов в каждом органе исполнительной власти области, использование конкретных гражданских инициатив и наработок в практике работы Правительства.
«Перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет по мере необходимости дополняться новыми мерами. Подчеркну: наступает момент принятия непростых решений. Всем придется выйти за пределы собственных узкокорпоративных интересов. И главное - сохранить в регионе стабильность и обеспечить достойный уровень благосостояния наших граждан в соответствии с намеченной стратегией социально-экономического развития России и области», – завершил свой доклад Владимир Пожаров.
Министерство экономического развития и инвестиционной политики области
Министр экономики представил предложения по стимулированию экономического роста в регионе
05.02.2015