Валерий Радаев: «За каждое принимаемое решение мы с вами отвечаем перед людьми»
Началось расширенное заседание Правительства области под председательством Губернатора Валерия Радаева. Основной вопрос повестки дня: «Об итогах социально-экономического развития Саратовской области в 2014 году и перспективах на 2015 год». В работе заседания принимают участие члены Совета Федерации ФС РФ, депутаты ГД РФ, Саратовской областной Думы, руководители предприятий, представители районных администраций, общественных организаций.
Вступительное слово главы региона:
«Сегодняшнее заседание Правительства проводится не только в расширенном составе, но и с использованием коммуникаций прямого вещания и обратной связи с населением области. Земляки могут наблюдать за нашей с вами работой и имеют возможность принять в ней участие. Такой уровень открытости продиктован самой повесткой, посвященной главной теме в масштабах страны и области – принимаемым антикризисным мерам и резервам роста, которые были созданы в регионе в прошлом году.
Я уже не раз упоминал о том, что на современном этапе для нас, как никогда, важен общественный диалог, основанный на достигнутой консолидации всех ветвей и уровней власти. И сегодня есть очередной и, без сомнения, важный повод для проверки этой модели в действии. В нынешних крайне сложных экономических и внешнеполитических условиях усилий власти без активного участия населения явно недостаточно. Поэтому новым форматом сегодняшнего заседания Правительства ограничиваться мы не будем. Считаю, что включённость граждан, экспертных и общественных групп в оперативную работу органов власти всех уровней должна отныне стать нормой.
На прошлой неделе был принят и представлен Государственной Думе «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Именно так называется разработанный федеральным Правительством основной документ, на который мы будем опираться. Также на прошлой неделе я принял участие в ежегодном семинаре для региональных руководителей, проводимом Администрацией Президента. Весь пласт информации, естественно, был сконцентрирован вокруг неотложных задач, направленных на устойчивость отечественной экономики и роли регионов.
Как известно, антикризисная программа будет работать по трем приоритетным направлениям: это активизация экономического роста путем стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса; поддержка стратегических отраслей экономики; обеспечение социальной стабильности, в том числе за счет недопущения необоснованного роста цен на продукты и лекарства, а также мероприятий в сфере занятости. Естественно, за каждым из трех пунктов стоит целый комплекс конкретных мер, таких как импортозамещение, поддержка банковской системы и аграрного сектора, адресная помощь незащищенным группам населения, работа над повышением конкурентоспособности отечественной продукции. Все эти меры подкреплены серьезными финансовыми ресурсами государства. При этом антикризисный план предусматривает сокращение на 10% бюджетных расходов, что обязывает и регионы к принятию соответствующих решений.
Хочу обратить особое внимание на то, что переформатирование приоритетов согласно текущей обстановке не освобождает власть от реализации майских указов Президента, не снижает уровень социальной ответственности государства перед населением. Как подчеркнул Президент Владимир Путин, выступая на семинаре для глав регионов, - «новые вызовы не отменяют наших обязательств перед гражданами, ради них мы работаем».
На семинаре большое внимание было уделено самой методике работы в кризисных условиях. Причем работы не только глав регионов, но и всей вертикали вплоть до низового уровня. Опять процитирую Президента: «Планы действий в регионах должны быть предельно конкретными и прозрачными. Региональные и муниципальные власти должны действовать в одной повестке. Нужны четкие, измеримые ориентиры и показатели. В планах должны даваться ясные ответы на вопрос, как будут достигаться поставленные цели».
Поэтому, уважаемые коллеги, когда мы будем заслушивать докладчиков с их наработками и предложениями, призываю обращать внимание на реалистичность целей. Главный критерий эффективности региональной антикризисной стратегии - достижимость результатов.
Между тем, не будем забывать известную мудрость: чтобы попасть в цель, надо метить чуть выше. Поэтому я рассчитываю на профессионализм команды регионального Правительства, которая за годы нашей совместной работы научилась соблюдать баланс между возможностями и амбициями. Люди ждут от нас твердых решений и уверенных действий. Градус доверия власти по-прежнему высок. Как показал последний опрос института социологии РАН, исследующий настроение общества, наши граждане пока настроены оптимистично и поддерживают государственную политику. Позитивные оценки состояния российской экономики преобладают над негативными. 80% опрошенных готовы отказаться от импортных продуктов ради укрепления отечественного рынка. Почти 70% считают, что Россия должна быть великой державой, то есть иметь развитую современную экономику и высокий уровень благосостояния граждан.
Высокая степень доверия населения обязывает нас, представителей органов власти, преобразовать эту энергию в практические действия, работать с жителями в одной сцепке и делить ответственность.
Помимо настроя людей прибавляют оптимизма и итоги прошлого года. В региональной экономике за счет объективных успехов созданы так называемые отраслевые «подушки безопасности», которые, уверен, смогут нивелировать влияние кризисных явлений.
В 2014 году в реальном секторе реализовано 18 крупных инвестпроектов с общим объемом инвестиций свыше 53 млрд. рублей. В их числе 6 современных заводов, суммарный объем производства которых при выходе на проектную мощность составит около 19 млрд. руб. в год. Создано более 1800 новых рабочих мест, в бюджет области поступило свыше 1 млрд. рублей.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса остаются локомотивом развития обрабатывающих производств Саратовской области. Рост выполняемого ими объема гособоронзаказа в прошлом году превысил 120%. Прогноз на 2015 год остается благоприятным: консолидированный объём государственного заказа, размещаемый на предприятиях ОПК, увеличит этот показатель еще на 15%.
Строительный сектор, который наиболее чувствителен к кризисным явлениям, за прошлый год набрал обороты и, хочется верить, тем самым застраховал себя от негативных тенденций на среднесрочную перспективу. Прирост в расчете на душу населения составил 16%.
Для нас крайне важен социальный аспект, связанный с доступностью жилья. За счет сокращения издержек в рамках развития комплексной микрорайонной застройки мы в прошлом году в 3 раза увеличили объемы строительства жилья экономкласса. Из введенных 1,5 млн. кв.м. свыше 400 тысяч – это именно доступное жилье.
Эффективное сотрудничество с Фондом РЖС, использование механизмов государственно-частного партнерства позволяют нам успешно вести комплексное строительство в микрорайоне Солнечный-2. Это объект регионального значения, дающий основной объем жилья экономкласса. Попутно, в рамках ГЧП, мы решаем и проблему социального жилья. Участие в госпрограмме «Жилье для российской семьи», рассчитанной до 2017 года, ввод в хозоборот большого числа площадок должны сохранить активность на строительном рынке области и в стройиндустрии.
Хочу подчеркнуть: меняя структуру жилья и ценовые ориентиры, создавая лучшую в России практику микрорайонной застройки, мы следуем выбранному приоритету – доступности и качеству вводимого жилья. Самое главное – сохранить набранные темпы, продолжать использовать все имеющиеся государственные механизмы стимулирования строительства жилья экономкласса.
Отдельно хотел бы остановиться на аграрном секторе, роль которого как регулятора социальной стабильности велика не только в кризис, а в кризис - тем более. Рекордный урожай прошлого года, сверхобеспеченность области по целому ряду позиций, таких как хлебная продукция, макаронные изделия, крупы, растительное масло, овощи, колбасы, яйцо, - при текущей рыночной конъюнктуре повышают финансовую устойчивость товаропроизводителей, их конкурентоспособность, что в долгосрочной перспективе обеспечивает стабильность сельхозпроизводства, сбалансированность нашего продовольственного рынка и, в конечном итоге, решение стратегической задачи – обеспечение продовольственной безопасности страны.
В масштабах России агропромышленный сектор региона является активным участником процесса импортозамещения. Что это значит для отрасли? Прежде всего, то, что АПК, обеспечивая экономическое развитие страны и региона, остается сектором повышенного внимания государства, гарантом занятости сельского населения.
Поэтому у нас есть реальные предпосылки сохранить стабильную работу отрасли в 2015 году. Конкурентоспособность местной продукции позволяет товаропроизводителям осваивать освободившиеся после эмбарго рынки и наращивать экспорт, который в сложившихся условиях - важный фактор кризисоустойчивости. При благоприятной общей тенденции хочу пожелать нашей пищевой и перерабатывающей промышленности не сбавлять темпов, а министерству сельского хозяйства области напоминаю о необходимости максимального привлечения федеральных средств на финансирование регионального сельского хозяйства, учитывая приоритетность государственной поддержки мясного и молочного скотоводства.
Теперь о ценах на продукты. Рост продолжается, такова общероссийская тенденция. Но на фоне других регионов, в том числе соседних, мы выглядим не худшим образом. И это последствия системной работы по минимизации издержек сельхозпроизводителей, продолженной в прошлом году. Развитие логистики, кооперационных связей, расширение присутствия местной продукции в сетевых магазинах – все эти меры дали результат. По стоимости минимального набора продуктов питания наша область до сих пор лидировала в ПФО и занимала второе место в Российской Федерации. Эти позиции надо сохранить. Еще раз повторю – у региона есть для этого немало предпосылок. В целях стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо продолжить работу по созданию благоприятных условий для продвижения местной продукции на потребительском рынке области. Это и развитие собственной торговой сети предприятий АПК, и регулярное проведение сельскохозяйственных ярмарок в Саратове и всех муниципальных районах, стабильная работа сельхозрынков. В прошлом году начал работу новый сельхозрынок в пос. Солнечный. Определяется площадка под строительство еще одного сельхозрынка в Заводском районе. Эти направления мы ведем и за них отвечаем.
Постоянный мониторинг цен, точечная работа с местными производителями и поставщиками, межведомственное взаимодействие с контролирующими органами - прокуратурой, ФАС, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, любые формы обратной связи с населением, в том числе через общественный контроль – естественно, по всем этим позициям работа будет усилена и продолжена. И что бы ни говорили некоторые экономисты о том, что в условиях рынка сдерживание роста цен невозможно, как должностное лицо, отвечающее за благополучие более 2,5 миллионов населения, скажу – возможно, если этот рост вызван стремлением воспользоваться ситуацией, желанием нажиться на земляках, разгулом спекуляции. Такие тенденции будут пресекаться всеми возможными способами. И консолидация всех ветвей власти нам в этом также поможет.
Итоги 2014 года, от которых мы отталкиваемся, безусловно, стоят того, чтобы на них рассчитывать. Но, тем не менее, прошу вас, уважаемые коллеги, сосредоточить свое внимание не на достигнутых успехах, а на том, что делать. Вопрос нашего великого земляка Николая Чернышевского, уверяю вас, в этом году мы будем задавать себе постоянно. И оперативно находить на него ответ. По-другому не получится.
И еще. Прежде чем передать слово докладчикам, хочу напомнить, что в области сформирована комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, куда входят представители органов государственного управления, общественных организаций, банковского сектора, руководители крупных компаний и предприятий региона. Несмотря на рекомендации федерального центра возложить руководство комиссией в субъектах федерации на зампредов, я счел необходимым лично возглавить вновь образованную структуру, отвечающую за оперативное планирование и реагирование. Не потому что не доверяю своим заместителям, а потому что убежден: за ситуацию в регионе в целом - отвечает первое лицо. Готов взять на себя персональную ответственность и не сомневаюсь, что каждый руководитель на своем участке, в своем муниципалитете сделает то же самое.
От нас с вами требуется, согласно очень точному определению Президента, «проектная инициатива». То есть мы должны не предугадывать кризисные явления, а упреждать их. Жить в логике ожидания или по принципу война план покажет сейчас неприемлемо. Но любая проектная инициатива, хочу это подчеркнуть, - не умозрительные выводы и прогнозы, а реальные цифры и расчеты. Точное понимание того, каким будет результат в случае тех или иных решений. Это проверка на профессионализм и компетентность. Кризисные явления и способность региональной команды с ними справиться - это и проверка прочности той платформы, которую мы создавали несколько лет под эгидой консолидации.
За каждое оперативно принимаемое решение мы с вами отвечаем перед людьми. Поэтому, как говорили наши предки, - или грудь в крестах, или голова в кустах. Уже сейчас в ваших выступлениях, уважаемые участники заседания, должны прослеживаться четкая логика и конкретика, ясность и объективность, глубокое знание процессов и механизмом, вершки которых мы все сегодня пожинаем. Вас слушают не только коллеги, но и население, те, для кого мы работаем. Люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне и понимать, откуда эту уверенность черпать. Кстати, слово «кризис», спустя 5 лет опять вернувшееся в государственный лексикон, на русский язык переводится как поворотный пункт. Но поворот - это не конец движения. Как в него мы будем вписываться, - давайте обсудим. Предлагаю начать работу заседания».
Пресс-служба Губернатора области
X

Валерий Радаев: «За каждое принимаемое решение мы с вами отвечаем перед людьми» Фото 1

< Валерий Радаев: «За каждое принимаемое решение мы с вами отвечаем перед людьми» Фото 1 >