Валерий Радаев: «Открытость – одно из условий совместной работы по выполнению антикризисного плана. И этот принцип должен работать на всех уровнях власти»
Завершилось расширенное заседание Правительства, в ходе которого обсуждались итоги социально-экономического развития области в 2014 году и перспективы на 2015 год. Выступая с заключительным словом, глава региона озвучил ряд поручений руководителям министерств и главам муниципальных районов.
Заключительное слово Губернатора:
«Сегодня вам был представлен результат большой работы, проделанной ключевыми блоками регионального Правительства. Мы смогли ознакомиться с самыми успешными муниципальными практиками, увидели, как в общем и целом выглядит антикризисный план Саратовской области с учетом наших особенностей, потенциала, точек роста и общефедерального курса. На этом работа над планом не завершается.
За время заседания на прямую линию пришло 75 звонков от наших жителей. Большинство из них касаются роста цен на социально значимые товары, тарифы ЖКХ, работу коммунальных служб и транспорта. Это проблемы не сегодняшнего дня, другое дело, что в период нестабильной экономической ситуации они обостряются и больнее бьют по нашим гражданам. Поэтому отвечать на все поступившие вопросы мы будем адресно, персонально, и выстроенная сегодня коммуникация с населением не должна стать формальностью. Уверен, подобная общественная активность с каждым днем будет только нарастать. Как я уже говорил, это нормальный процесс и, цитируя Президента Владимира Путина, повторю: «зрелость современного руководителя, добавлю от себя – региональных и муниципальных команд – в умении выстраивать эффективные отношения и с жителями, и с коллективами, и с институтами гражданского общества». Представители всех названных групп здесь сегодня присутствуют.
В рабочем порядке хотел бы обзорно коснуться основных пунктов, которые обязательны к исполнению в сложившихся социально-экономических условиях и которые необходимо учесть при доработке регионального антикризисного плана. План, согласно поручению Правительства Российской Федерации, должен быть утвержден до 15 февраля текущего года.
Всем органам исполнительной власти поручаю проработать вопрос оптимизации расходов бюджета не менее чем на 5 % с учетом приоритетности. Принимая во внимание сокращение расходов из федерального бюджета на реализацию госпрограмм, поручаю рассмотреть с федеральными министерствами вопросы финансирования программ с максимальной мобилизацией средств федерального бюджета на ключевые направления.
Министерству промышленности и энергетики до 1 апреля текущего года разработать программный документ развития промышленности на среднесрочную перспективу.
Министерствам сельского хозяйства и промышленности поручаю разработать Планы развития индустриальных парков и кластеров по целевым сегментам. Такая модель на сегодняшний день наиболее жизнеспособная, несущая в себе потенциал развития.
По поручению главы государства с 2012 года Агентством стратегических инициатив на территории страны реализуется Национальная предпринимательская инициатива «Улучшение инвестиционного климата в РФ», включающая проекты предпринимателей по упрощению и удешевлению процедур ведения бизнеса. С внедрением инвестиционного стандарта и стандарта развития конкуренции Саратовская область существенно продвинулась – на федеральном уровне наш опыт рекомендован для использования регионами в числе лучших практик. Но процесс внедрения «дорожных карт» по повышению доступности энергетической инфраструктуры, совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в строительстве застопорился. В связи с этим поручаю минпрому и министерству строительства и ЖКХ детально отработать такое важное направление, как сокращение издержек и сроков получения разрешительной документации для бизнеса.
Министерству сельского хозяйства поручаю усилить взаимодействие с производителями сельхозпродукции и продовольствия по формированию отпускных цен на основные продукты питания.
Кроме того, учитывая значительную долю в производстве основной сельхозпродукции малых форм хозяйствования, необходимо более детально рассмотреть возможности ее сбыта, в том числе путем использования потенциала системы потребкооперации.
Также предлагаю более активно начать развивать альтернативные направления торговли, в частности, рассмотреть возможность организации в крупных населенных пунктах нестационарных объектов по торговле продуктами питания.
Поручаю министерству сельского хозяйства вести системный мониторинг хозяйств и уровня самообеспеченности районов. Думаю, не надо объяснять, что из самообеспеченности районов складывается самообеспеченность региона в целом.
Также поручаю минсельхозу координировать и курировать разработку каждым муниципальным районом его программы по импортозамещению.
Министерству экономического развития и инвестиционной политики поручаю максимально использовать все механизмы по обеспечению доступности кредитных ресурсов, предусмотренные на федеральном уровне для предприятий реального сектора экономики.
Поручаю отработать имеющийся «инвестиционный портфель» области с учетом изменившейся ситуации с ежедневным сопровождением каждого проекта.
Поручаю минэкономики учесть в разрабатываемом документе и вывести в одно из приоритетных направлений меры поддержки быстро окупаемых проектов малого бизнеса, в том числе сферу социальных услуг.
Обращаю внимание министерства еще на один очень важный пункт. В соответствии с антикризисным планом Правительства РФ регионы будут наделены правом самостоятельно регулировать налоговую нагрузку на бизнес. В связи с этим поручаю ведомству во взаимодействии с муниципалитетами провести глубокий анализ потенциального влияния каждого шага по либерализации налогообложения на формирование доходной базы как областного, так и муниципального бюджетов. Здесь надо действовать взвешенно.
Прошу всех руководителей министерств учесть то обстоятельство, что антикризисный план Правительства РФ подразумевает выход дополнительных подзаконных актов, предусматривающих меры господдержки. Реагировать на эти возможности необходимо максимально оперативно. Промедление – значит потери. А это непозволительная роскошь даже в более благоприятное время.
Внимание руководителей местных администраций обращаю на то, что в сложившихся условиях каждый из вас выступает фактически антикризисным менеджером. Для повышения эффективности работы важно ввести систему кураторства всех имеющихся на территории муниципалитета предприятий и в ежедневном режиме проводить мониторинг ситуации. В зоне повышенного внимания должны находиться два вопроса: объемы производства и ситуация с трудовой занятостью. Социальная стабильность муниципальных территорий – залог социального здоровья региона. Как подчеркнул Вячеслав Викторович Володин в своем выступлении перед региональными руководителями, «жизнь страны нужно налаживать с муниципального уровня». В свою очередь «главы должны анализировать лучшие муниципальные практики, учиться применять новые политические инструменты». Хочу заострить внимание всех присутствующих руководителей на том, что сегодня от нас с вами помимо умения решать социально-экономические вопросы требуется создание совершенно новых моделей общественных коммуникаций. Индикаторы качества жизни, социального благополучия находятся не только в плоскости реальных доходов граждан, но и в их возможности влиять на ситуацию. И мы эту возможность обязаны населению предоставить.
Для стимулирования работы глав Правительству области поручаю вести ежемесячный рейтинг муниципальных районов с опубликованием результатов на официальном сайте для оценки эффективности их работы, в том числе по реализации положений Муниципального инвестиционного стандарта, борьбе с теневой занятостью, использованию муниципального имущества. Открытость – одно из условий совместной работы по выполнению антикризисного плана. И этот принцип должен работать на всех уровнях власти.
Уважаемые коллеги.
Создавая модели дополнительной устойчивости по наиболее чувствительным в непростых экономических условиях направлениям, мы должны с той же настойчивостью и готовностью использовать перспективы, наметившиеся в более благоприятный период. Я имею в виду мегапроекты региона, которые сложились за последние два-три года. Вокруг них формируется наш главный инвестиционный портфель, на них мы продолжаем делать ставку. Нельзя забывать о проектах имиджевых, которые делают узнаваемой Саратовскую область, а значит - привлекательной для потенциальных инвесторов.
В 2015-ом и последующих годах на территории региона продолжат реализацию 56 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций свыше двухсот тридцати миллиардов рублей. Их реализация даст области более 13 тысяч новых рабочих мест.
Не могу не отметить, что, несмотря на изменение экономической ситуации не в лучшую сторону, ни один инвестор не отказался от реализации проекта в Саратовской области. Свои активы мы сохраняем благодаря работе с партнерами в ежедневном ручном режиме, оперативно решая любые их текущие проблемы.
Не буду перечислять все мегапроекты, кратко напомню о тех, отдача от которых уже поддаётся конкретному измерению. Например, аэропортовый комплекс. Реализация проекта в 2017-м году даст более шестисот рабочих мест, выведет на совершенно новый уровень транспортную инфраструктуру региона, многократно улучшит деловой климат и активность бизнеса. Я уже не говорю о новом уровне комфорта и возможностях для пассажиров.
В текущем году будет завершено строительство «Энгельсского локомотивного завода». С точки зрения отраслевой значимости это предприятие ориентировано на всю Россию и страны СНГ. Шесть миллиардов рублей - общий объем инвестиций. Тысяча высокооплачиваемых рабочих мест. Конкурентоспособное производство, соответствующее мировым стандартам.
Мной подписано соглашение с российской компанией «ИН-Инвест Групп» по созданию агротехпарка «Саратовский» в Советском районе. Проект, реализация которого начнется в 2015 году, рассчитан на 8 лет. В итоге область получит мегакомплексы молочного и мясного производства с сопутствующей социально значимой инфраструктурой, 5 тысяч новых рабочих мест, почти 18 миллиардов рублей инвестиций.
Завод по производству гидротурбинного оборудования «Русгидро», который войдет в строй в Балаково в следующем году, даст области не только двести рабочих мест, но и целую новую отрасль тяжелого машиностроения. А запуск его станет толчком для модернизации всего энергетического комплекса страны.
Вы видите, уважаемые коллеги, с каким размахом мы входим в новую экономическую реальность. А значит, пороху должно хватить, прорвемся! Тем более, помимо названных мегапроектов у нас будет реализовано строительство частной дороги, соединяющей Западный Китай и Европу; парка на землях НИИ Юго-Востока, который решит актуальные вопросы урбанистики; делового выставочного комплекса в областном центре; нескольких современных спортивных объектов. Как видите, гарантийный запас прочности у области велик. Все проекты, о которых я сказал, должны стать хребтом региональной экономики. Если намеченные соглашения будут выполнены, Саратовская область к 2020 году станет современной территорией, успешные практики которой будут брать на вооружение не только соседи.
Уважаемые коллеги.
Прошедшие на прошлой неделе встречи с Президентом Владимиром Путиным, Председателем правительства Дмитрием Медведевым, первым заместителем руководителя Администрации Президента Вячеславом Володиным дали единый вектор работы для всех нас. Вначале я уже об этом сказал, повторю еще раз. Это четкое взаимодействие всех уровней власти до муниципального и поселенческого с опорой на людей и общественные институты. Это адресная работа и прямой контакт с населением. Людям необходимо рассказывать и объяснять, какие приоритеты выбраны исходя из новых экономических условий, а какие отложены и почему. До населения должны быть доведены гарантии региональной власти, такие как стабильность областных и местных налогов, тарифы для физических и юридических лиц, регулирование рынка труда, меры по стабилизации ценовой ситуации на лекарства и основные продукты питания.
В сложных экономических и внешнеполитических условиях власть совместно с гражданскими лидерами и инициативными группами должна вести контроль общественных настроений, быстро реагировать на любые нежелательные тенденции и упреждать их. Сохранить социальное здоровье общества – та сверхзадача, которой подчинены все наши главные цели и планы. Тем более, впереди у нас самая важная дата – семидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Никакие трудности не могут помешать нам отдать дань своей стране, своей истории, своим героям. Напротив, грядущее событие, хотим мы того или нет, заставляет иначе посмотреть на текущие проблемы. Они не идут ни в какое сравнение с тем, что пережили наши деды и прадеды. Уже само осознание этого должно давать нам силы, оптимизм и уверенность. Запас прочности и в стране и в регионе велик. Власть консолидирована с народом, региональные команды – со своим населением. Значит, с любыми вызовами справимся и достойно отметим Победу!
Уважаемые коллеги.
Спасибо за работу. Предлагаю продолжить ее на своих рабочих местах».
X

Валерий Радаев: «Открытость – одно из условий совместной работы по выполнению антикризисного плана. И этот принцип должен работать на всех уровнях власти» Фото 1

< Валерий Радаев: «Открытость – одно из условий совместной работы по выполнению антикризисного плана. И этот принцип должен работать на всех уровнях власти» Фото 1 >