Саратовская область относится к числу регионов, где создана система специального обучения. А родители имеют возможность выбора образовательного маршрута для своего особенного ребенка. Внедряются различные формы получения образования детьми с особыми образовательными потребностями, включающие специальное, интегрированное и инклюзивное образование.
- В регионе создана эффективная модель взаимодействия систем образования, здравоохранения, социального развития, общественных организаций, муниципальных органов власти. Системе образования в этой модели отведена функция не только обучения, но и психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями. Эту работу координирует региональный Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. С 2016 года центром разработано 4687 индивидуальных программ психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов. При разработке таких программ учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Действует единая электронная база, связывающая центр и муниципальные районы области, по исполнению индивидуальных программ, - рассказала Ирина Седова.
Для раннего выявления детей-инвалидов и определения мер по их реабилитации и абилитации на базе регионального Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения действует центральная психолого-медико-педагогическая комиссия области. Работа специалистов комиссии в 2017 году признана лучшей на территории Российской Федерации. Наряду с центральной действуют 6 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.
Службы ранней помощи созданы также на базе 294-х детских садов и 6-ти государственных образовательных учреждений.
На сегодняшний день особые условия для получения детьми дошкольного образования созданы в 15% дошкольных учреждений, где действуют группы компенсирующей и комбинированной направленности. Кроме того, в четырех государственных школах-интернатах Саратова и Энгельса действуют отделения, реализующие программы дошкольного образования для 135 детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.
В системе общего образования работает 151 интегрированный класс, 453 класса, реализующие инклюзивное образование, один региональный и 35 муниципальных центров дистанционного образования детей-инвалидов.
В области функционируют 6 государственных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, 16 учреждений для детей с нарушениями интеллекта.
- Саратовская область - один из немногих регионов Российской Федерации, где сохранена сеть отдельных специализированных образовательных организаций по всем спектрам нарушений здоровья, - отметила Ирина Седова.
Адаптированные образовательные программы реализуют 21,4% профессиональных образовательных организаций. В них обучается 701 студент с ограниченными возможностями здоровья и 172 студента из числа инвалидов. Высшее образование получают 166 таких студентов.
С прошлого года работа по профессиональному обучению детей-инвалидов вышла на новый качественный уровень. Это связано с созданием при поддержке федерального бюджета базовой профессиональной организации, которой стал саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания, а также со вступлением области в движение «Абилимпикс».
В прошлом году Саратовская область впервые приняла участие в этом чемпионате. Наш представитель Маляк Алиева заняла 2 место на чемпионате по компетенции «Флористика». В октябре этого года состоялся региональный отборочный этап III Национального конкурса «Абилимпикс». В нем участвовало 30 школьников и студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. 6 победителей регионального этапа с 1 по 3 декабря примут участие в национальном чемпионате «Абилимпикс–2017» в Москве.
- Создание специальных условий в образовательных организациях области осуществляется в рамках госпрограммы РФ «Доступная среда». С 2012 года участниками программы стали 117 образовательных организаций. Что особенно важно, ребята могут развивать свои способности на занятиях дополнительного образования. На сегодняшний день программами дополнительного образования охвачено 30% детей-инвалидов в возрасте 5-18 лет, - рассказала Ирина Седова.
С 2013 года во взаимодействии с Центром народной музыки «Кристалл-Балалайка» в области проходит открытый межрегиональный фестиваль-конкурс художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Аленький цветочек». Ежегодно его участниками становятся более 500 детей.
Проводимая работа по созданию специальных условий обучения детей с особыми образовательными потребностями требует не только необходимого материально-технического обеспечения, но и специально подготовленных кадров.
Саратовский государственный университет ежегодно выпускает бакалавров и магистров по таким специальностям как «логопедия», «специальная психология». А с 1 сентября этого года университет начал реализовывать программы по подготовке сурдопедагогов.
Областной институт развития образования за 3 года осуществил переподготовку и повышение квалификации более 4 тыс. логопедов, психологов, дефектологов. Институтом разработано 17 программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования. А программа тренинга «Формирование готовности педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве» в этом году стала победителем IX Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы».
- Проделана огромная работа для того, чтобы дети с особыми потребностями могли получать качественное образование. Наша задача – сделать так, чтобы каждая семья, воспитывающая особенного ребенка, ощущала поддержку всех государственных структур, - отметила Ирина Седова.
Министерство образования области